Русская Православная Церковь вспоминает память святого Патрика, просветителя Ирландии. История этой страны уже сама по себе представляет интерес, но особенно удивительны люди, которые смогли повлиять на нее так, что ее стали называть “Островом святых”. Святому Патрикию удалось мирной проповедью крестить множество язычников, как знатных, так и простых крестьян. Чем может быть полезно житие и наследие этого раннехристианского святого для всех нас именно сегодня?
Несмотря на то, что Ирландия была одной из самых далеких европейских территорий, отдельные христианские общины появились здесь уже во II веке. А расцвет церковной жизни пришелся на V век и связан с именем святого Патрика — апостола и просветителя Ирландии.
Апостол Крайнего Запада святой Патрик (тогда его звали Магон) родился в Британии около 383 года в состоятельной галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона (чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Святого Мартина Турского, покровителя Галлии (известного своим особым милосердием), – из франков. У Кальпурния было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах (в чем в последствии, святой Патрик расскаялся).
Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius — «знатный человек, патриций». Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили сердце Патрика к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.
Через шесть лет плена он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев. Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней – люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь Родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.
Из видений Святой Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину, который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Святой Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в христианство.
Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя. Впервые оказавшись в Ирландии в качестве плененного раба, Патрик стал ее небесным молитвенником и патроном.
Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.
Святой был необычайно одаренной личностью. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам.
В своей деятельности святой Патрик столкнулся с последователями древней религии друидов. Патрику противостояла многовековая языческая традиция, управляемая влиятельной корпорацией жрецов и он, тем не менее, сумел её победить, силой мирной христианской проповеди. Патрик и его сподвижники крестили более 120 тысяч ирландцев, оставив после себя множество храмов и монастырей.
Миссия Патрика — это христианизация достаточно развитой языческой культуры. При этом что характерно, это была мирная проповедь, без уничтожения наследия прошлого.
Ирландские миссионеры во главе со святым Патриком получили во владение большие земельные участки, чтобы основывать там монастыри и церкви.
Святой Патрик ежедневно исполнял молитвенное правило, которое включало в себя обязательное прочтение вслух всего текста Псалтири.
Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается.
Территориально основную активную деятельность Патрика связывают с Северной Ирландией. Именно там, в городе Арма, Патрик основал первый монастырь, ставший епархиальным центром.
Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Confessio — лат.), написанная им около 460 года. В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Бог, в итоге, нашел его. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание.
Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.
В День святого Патрика в Западных странах проходят праздничные мероприятия. Но, к сожалению, современные празднества Saint Patrick’s Day сопряжены с заблуждениями о святом. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы. И вот уже в «компетентных» рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик является покровителем пивной промышленности.
Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией Дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. В старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.
Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в День святого Патрика — это символ Святой Троицы.
В XX веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), который сейчас прославлен Русской Православной Церковью как святой. Его интерес к древним подвижникам увлек многих наших современников — например, иеромонаха Серафима (Роуза).
Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.
Среди картинных символов и запоминающихся образов христианской Ирландии особенное место занимает архитектура древних кельтских храмов и часовен. Классический пример — часовня Галларуса на полуострове Дингл. Гладкоступенчатое здание, сложенное из крупных камней без всякого соединяющего раствора, по форме напоминает перевернутую лодку. Эта форма легла в основу древнейших ирландских церквей, а также ирландских келий, напоминающих круглый улей. Такого рода архитектуру можно наблюдать во всех крупных ирландских монастырях.
Лодка и улей — два важных элемента в сознании ирландцев. Символы движения и оседлости, ухода в далекие страны и окапывания в родных землях. Между этими двумя противоположностями и протекала монашеская жизнь древних иноков. Улей кельи позволял монаху подкрепить себя и отдохнуть, испытать временный комфорт, церкви же, напоминавшие корпус лодки — напоминали о том, что он странник на земном пути. Peregrinatio pro Christo (паломничество ради Христа), столь популярное у ирландских иноков, понималось не только как действительный уход на далекие острова, в дальние страны, но и как повседневное состояние подлинного монашеского ума. Престарелая наставница преподобного Коломбе (ученика святителя Патрика), как говорит нам житие, сообщила ему, что она уже многие годы совершает Peregrinatio pro Christo в четырех стенах своей кельи.
Святой Патрик также считается покровителем Нигерии, так как именно ирландские миссионеры несли свет христианства в эту африканскую страну.
Из учеников Патрика явился целый сонм святых миссионеров. Например, Коломбо Айонский и Брендан Клонфертский, прозванный Мореплавателем.
Святой Брендан прославился в Европе по своему житию, которое является своеобразным бестселлером средневековой европейской литературы. Он создал, как бы сейчас мы выразились «инновационный миссионерский проект» – этакий корабль-монастырь, Братия этой «плавучей обители» совершала своё служение Христу, просвещая многочисленных островитян.
Сохранилась молитва, составление которой приписывается преподобному Коломбо (ученику святого Патрика) с острова Айона (VI век),
Господь мой дорогой,
Будь мне факелом,
освещающим путь,
Путеводной звездой будь,
Гладкой будь дорогой,
Пастырем добрым будь
Сегодня и всегда.
Святой Патрик, а также ряд других святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, включены в месяцеслов Русской Православной Церкви совсем недавно. День памяти просветителя Ирландии празднуется 30 марта по новому стилю.
Источники: https://pravoslavie.ru/52577.html ; https://azbyka.ru/otechnik/Patrik_Irlandskij/; https://www.pravmir.ru/svyatoj-patrik/; https://foma.ru/imya-patrik-patrikiy.html#fp ; https://foma.ru/propoved-na-krayu-sveta.html ; https://foma.ru/svyatoy-patrik-vklyuchen-v-mesyatseslov-russkoy-tserkvi.html.